В ЦМТ Москвы 28-29 мая проведен 21-й Металлургический саммит «Русская Сталь: стратегия роста». Мероприятие организовал журнал «Металлы Евразии» при поддержке Ассоциации «Русская Сталь» с участием руководителей и специалистов ведущих компаний отрасли.
Вице-президент, председатель Управляющего Комитета Ассоциации «Русская Сталь» Андрей Леонов выступил модератором дискуссий. В начале мероприятия он зачитал приветствие президента Ассоциации «Русская Сталь» Алексея Мордашова:
«Сложные, не всегда прогнозируемые вызовы перед отраслью остаются и регулярно появляются новые. Нам предстоит много работать над дальнейшим повышением конкурентоспособности, технологической оснащенности и эффективности. Поэтому сейчас, как никогда, важно продолжать объединять усилия, открыто и честно обсуждать стоящие перед нами задачи, делиться опытом и работать сообща.
Алексей Мордашов подчеркнул важность подписания меморандума между Ассоциацией «Русская Сталь» и Ассоциацией «Шанхайская Организация Строительно-Производственной Индустрии» (ШОСПИ), а также меморандума между Ассоциацией «Русская Сталь» и Ассоциацией организаций строительного комплекса Атомной отрасли (АСКАО). По его мнению, это отличные примеры, когда смежные возрасты эффективно объединяются в своем числе для решения общих задач.
Металлургический форум открыл доклад статс-секретаря – заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова. В его докладе, в частности, сообщалось.
«В 2023 году, несмотря на мощное давление на нашу экономику, на нашу отрасль промышленности, российский рынок продемонстрировал спрос на 44 млн тонн, что превышает объёмы предыдущего рекордного 2021 года на 7,5%, то есть на 3,1 млн тонн. Это позволило металлургам частично компенсировать снижение экспортных поставок. В целом общий объем производства стали по итогам 2023 года тоже можно назвать весьма и весьма хорошим — до рекорда 2021 года недобрали совсем чуть-чуть — 76 млн тонн. Соответственно, с 2022 мы будем усиливать по объему на 4,5 миллиона тонн.
Хотелось бы отметить, что все это случилось благодаря, с одной стороны, тем инвестициям, которые были сделаны нашими крупнейшими металлургическими предприятиями в последние десятилетия, тем новым производствам, которые были открыты, тем модернизациям, которые прошли.
С другой стороны, все другие предприятия промышленности являются основными потребителями продукции, и они также продемонстрировали достаточно уверенный рост. Это и судостроение, где рост составлял более 4%, автопром, где рост составлял почти 14%, железнодорожное машиностроение — более 8%. И все это позволяло увеличить производство листового проката на 8,7% по сравнению с уровнем прошлых лет»
По словам Виктора Евтухова, каждый год требуется внимание (особенно со стороны стремительного сектора) к такому важному продукту, как арматура. И прежде всего, к цене на нее: «На протяжении четырёх лет, ежегодно, мы видим сопоставимый рост ее производства. И опять-таки, если брать 2023 год и его итоги, то увеличение ее производства составило 1,1 млн тонн, то есть более 11%».
«Рост заказов со стороны строительного сектора — почти 8% произошел, в том числе, и за счет государственных программ по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, газификации населения, развития жилищного и дорожного строительства, что позволило простимулировать необходимый сброс на сортовой прокат и трубную продукцию на российском рынке».
По результатам первого квартала 2024 года к аналогичному периоду 2023 года, в отрасли видны значительные достижения. Немного уменьшился выпуск жидкой стали на 1,6% или на 10,000 тонн. Виктор Евтухов подчеркнул, что это произошло, в первую очередь, за счет снижения поставок листового проката и планового ремонта мобильных агрегатов который традиционно переносят на низкий сезон. При этом производство листового проката, (несмотря на снижение производства жидкой стали) сохранилось на прежнем уровне, а внутренний спрос вырос на 3%.
Правительство РФ и Минпромторг совместно разрабатывают и реализуют целый ряд отраслевых перспективных проектов, в том числе, благодаря широким мерам господдержки, а также за счет создания спроса на металлопродукты и инфраструктурные проекты.
«Напомню, что разрабатывая нашу совместную стратегию развития металлургической отрасли до 2050 года, мы запланировали реализацию целого ряда инвестиционных проектов на общую сумму свыше 1,7 триллиона рублей. Эти инвестиции будут охватывать как создание новых производств, так и модернизацию старых, с точки зрения их основного акцента на экологическую составляющую»
Виктор Евтухов также рассказал о работе кластерной инвестиционной платформы. Уже второй год этот инструмент позволяет отрасли получать длинные деньги под льготные проценты и привел примеры конкретных проектов. По его словам, металлургия является «очень-очень денежноемкой отраслью» с точки зрения реализации проектов.
Второй важный инструмент — Специальный инвестиционный контракт 2.0. Суть его заключается в том, что главная направленность — это подготовка к выпуску высокотехнологичной продукции, то есть продукции, которая зачастую не имеет аналогов в России.
«И важно отметить, что помимо средств и инвестиций государство продолжает системно создавать спрос на металлопродукцию за счет инфраструктурных проектов. Здесь мы активно в этом плане работаем, прежде всего, с Министерством строительства»
В текущем году уже анонсирована реализация планов новых инфраструктурных проектов, таких как трасса Екатеринбург — Сочи, высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Санкт-Петербург.
В дискуссии и в сессиях саммита приняли участие: депутат Госдумы ФС РФ, председатель Экспертного совета по металлургической, тяжелому машиностроению и горнорудной промышленности при Госдуме Алексей Канаев, директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Владимир Калинкин, президент АО «ОМК» Наталья Еремина, исполнительный директор Ассоциации «Русская Сталь» Алексей Сентюрин, гендиректор ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П. Бардина», советник министра промышленности и торговли РФ Виктор Семенов, вице-президент Международной Ассоциации «Шанхайская Организация Строительно-Производственной Индустрии» (ШОСПИ), председатель Комитета по сотрудничеству со странами ШОС Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии» Алишер Таджиев, гендиректор Ассоциации организаций строительного комплекса Атомной отрасли (АСКАО) Сергей Малинин.
Эксперты обсуждали такие вопросы: «Как расставить приоритеты?» — каким видится участие предприятий отрасли в реализации текущих и перспективных планов, находящихся под контролем Правительства РФ; «Где источники инвестиций?» — или как обеспечить финансирования проектов отрасли в условиях ограниченного доступа к внешним заимствованиям и высоких процентных ставок внутри страны; «Сколько стоит сталь?» — то есть каким образом учитывать составляющие себестоимости производства металлургической продукции и расходы металлургических компаний в рамках принятых на себя обязательств; «Не только цены» — какие факторы, определяющие экономику черной металлургии, должны быть предметом постоянного диалога производителей и госструктур; «Что нужно и можно заместить?» — каковы критические потребности отрасли в обеспечении оборудованием, запчастями и материалами и как скоро удастся решить задачи импортозамещения.
Во второй день Форума – 29 мая ряд его участников посетили металлургическое предприятие ООО «Промсорт-Калуга» в Калужской области.
Вице-президент, председатель Управляющего Комитета Ассоциации «Русская Сталь» Андрей Леонов выступил модератором дискуссий. В начале мероприятия он зачитал приветствие президента Ассоциации «Русская Сталь» Алексея Мордашова:
«Сложные, не всегда прогнозируемые вызовы перед отраслью остаются и регулярно появляются новые. Нам предстоит много работать над дальнейшим повышением конкурентоспособности, технологической оснащенности и эффективности. Поэтому сейчас, как никогда, важно продолжать объединять усилия, открыто и честно обсуждать стоящие перед нами задачи, делиться опытом и работать сообща.
Алексей Мордашов подчеркнул важность подписания меморандума между Ассоциацией «Русская Сталь» и Ассоциацией «Шанхайская Организация Строительно-Производственной Индустрии» (ШОСПИ), а также меморандума между Ассоциацией «Русская Сталь» и Ассоциацией организаций строительного комплекса Атомной отрасли (АСКАО). По его мнению, это отличные примеры, когда смежные возрасты эффективно объединяются в своем числе для решения общих задач.
Металлургический форум открыл доклад статс-секретаря – заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова. В его докладе, в частности, сообщалось.
«В 2023 году, несмотря на мощное давление на нашу экономику, на нашу отрасль промышленности, российский рынок продемонстрировал спрос на 44 млн тонн, что превышает объёмы предыдущего рекордного 2021 года на 7,5%, то есть на 3,1 млн тонн. Это позволило металлургам частично компенсировать снижение экспортных поставок. В целом общий объем производства стали по итогам 2023 года тоже можно назвать весьма и весьма хорошим — до рекорда 2021 года недобрали совсем чуть-чуть — 76 млн тонн. Соответственно, с 2022 мы будем усиливать по объему на 4,5 миллиона тонн.
Хотелось бы отметить, что все это случилось благодаря, с одной стороны, тем инвестициям, которые были сделаны нашими крупнейшими металлургическими предприятиями в последние десятилетия, тем новым производствам, которые были открыты, тем модернизациям, которые прошли.
С другой стороны, все другие предприятия промышленности являются основными потребителями продукции, и они также продемонстрировали достаточно уверенный рост. Это и судостроение, где рост составлял более 4%, автопром, где рост составлял почти 14%, железнодорожное машиностроение — более 8%. И все это позволяло увеличить производство листового проката на 8,7% по сравнению с уровнем прошлых лет»
По словам Виктора Евтухова, каждый год требуется внимание (особенно со стороны стремительного сектора) к такому важному продукту, как арматура. И прежде всего, к цене на нее: «На протяжении четырёх лет, ежегодно, мы видим сопоставимый рост ее производства. И опять-таки, если брать 2023 год и его итоги, то увеличение ее производства составило 1,1 млн тонн, то есть более 11%».
«Рост заказов со стороны строительного сектора — почти 8% произошел, в том числе, и за счет государственных программ по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, газификации населения, развития жилищного и дорожного строительства, что позволило простимулировать необходимый сброс на сортовой прокат и трубную продукцию на российском рынке».
По результатам первого квартала 2024 года к аналогичному периоду 2023 года, в отрасли видны значительные достижения. Немного уменьшился выпуск жидкой стали на 1,6% или на 10,000 тонн. Виктор Евтухов подчеркнул, что это произошло, в первую очередь, за счет снижения поставок листового проката и планового ремонта мобильных агрегатов который традиционно переносят на низкий сезон. При этом производство листового проката, (несмотря на снижение производства жидкой стали) сохранилось на прежнем уровне, а внутренний спрос вырос на 3%.
Правительство РФ и Минпромторг совместно разрабатывают и реализуют целый ряд отраслевых перспективных проектов, в том числе, благодаря широким мерам господдержки, а также за счет создания спроса на металлопродукты и инфраструктурные проекты.
«Напомню, что разрабатывая нашу совместную стратегию развития металлургической отрасли до 2050 года, мы запланировали реализацию целого ряда инвестиционных проектов на общую сумму свыше 1,7 триллиона рублей. Эти инвестиции будут охватывать как создание новых производств, так и модернизацию старых, с точки зрения их основного акцента на экологическую составляющую»
Виктор Евтухов также рассказал о работе кластерной инвестиционной платформы. Уже второй год этот инструмент позволяет отрасли получать длинные деньги под льготные проценты и привел примеры конкретных проектов. По его словам, металлургия является «очень-очень денежноемкой отраслью» с точки зрения реализации проектов.
Второй важный инструмент — Специальный инвестиционный контракт 2.0. Суть его заключается в том, что главная направленность — это подготовка к выпуску высокотехнологичной продукции, то есть продукции, которая зачастую не имеет аналогов в России.
«И важно отметить, что помимо средств и инвестиций государство продолжает системно создавать спрос на металлопродукцию за счет инфраструктурных проектов. Здесь мы активно в этом плане работаем, прежде всего, с Министерством строительства»
В текущем году уже анонсирована реализация планов новых инфраструктурных проектов, таких как трасса Екатеринбург — Сочи, высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Санкт-Петербург.
В дискуссии и в сессиях саммита приняли участие: депутат Госдумы ФС РФ, председатель Экспертного совета по металлургической, тяжелому машиностроению и горнорудной промышленности при Госдуме Алексей Канаев, директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Владимир Калинкин, президент АО «ОМК» Наталья Еремина, исполнительный директор Ассоциации «Русская Сталь» Алексей Сентюрин, гендиректор ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П. Бардина», советник министра промышленности и торговли РФ Виктор Семенов, вице-президент Международной Ассоциации «Шанхайская Организация Строительно-Производственной Индустрии» (ШОСПИ), председатель Комитета по сотрудничеству со странами ШОС Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии» Алишер Таджиев, гендиректор Ассоциации организаций строительного комплекса Атомной отрасли (АСКАО) Сергей Малинин.
Эксперты обсуждали такие вопросы: «Как расставить приоритеты?» — каким видится участие предприятий отрасли в реализации текущих и перспективных планов, находящихся под контролем Правительства РФ; «Где источники инвестиций?» — или как обеспечить финансирования проектов отрасли в условиях ограниченного доступа к внешним заимствованиям и высоких процентных ставок внутри страны; «Сколько стоит сталь?» — то есть каким образом учитывать составляющие себестоимости производства металлургической продукции и расходы металлургических компаний в рамках принятых на себя обязательств; «Не только цены» — какие факторы, определяющие экономику черной металлургии, должны быть предметом постоянного диалога производителей и госструктур; «Что нужно и можно заместить?» — каковы критические потребности отрасли в обеспечении оборудованием, запчастями и материалами и как скоро удастся решить задачи импортозамещения.
Во второй день Форума – 29 мая ряд его участников посетили металлургическое предприятие ООО «Промсорт-Калуга» в Калужской области.
Источник: metaltorg.ru