По мнению аналитиков компании «Норникель», мировой рынок никеля в первом полугодии 2019 года оставался в дефиците. Биржевые запасы продолжали постепенное снижение, потеряв еще 40 тыс. тонн с начала года, что является дополнительным подтверждением рыночного дефицита. На конец июня совокупные запасы никеля на Лондонской и Шанхайской биржах составили 182 тыс. тонн, что соответствует 28 дням мирового потребления.
Компания дает нейтральный прогноз по рынку никеля, ожидая сокращения дефицита до 60 тыс. тонн на фоне продолжающегося наращивания выпуска чернового ферроникеля (ЧФН) в Индонезии и Китае; в случае введения Индонезией запрета на экспорт руды в 2022 году или ранее, около 10% предложения никеля может уйти с рынка, что существенно изменит его баланс; электромобили продолжат быть ключевым источником спроса в средне- и долгосрочной перспективе, особенно с учетом глобально анти-углеродной повестки.
Предполагается, что производство ЧФН в Индонезии и Китае приведет к образованию небольшого профицита на рынке никеля во втором полугодии текущего года. Таким образом, дефицит за весь 2019 год составит примерно 60 тыс. тонн, что несколько выше предыдущих ожиданий, озвученных компанией (50 тыс. тонн).
Роста спроса на никель в 2019 году, как ожидается, составит 4% с учетом 3% роста потребления в производстве нержавеющей стали исключительно благодаря увеличению выпуска стали 300 серии в Китае (+7% год-к-году). Потребление никеля в секторе специальных сталей и сплавов должно также вырасти на 3% за счет спроса со стороны аэрокосмической и нефтехимической отраслей.
Вследствие постепенного снижения субсидий на приобретение электромобилей в Китае, рост спроса на никель со стороны сектора батарей во втором полугодии немного замедлится, но все-равно составит 25% в годовом выражении. Следующим важным этапом в этом секторе станет переход на технологию NCM 8:1:1 с более высоким содержанием никеля в катодном материале, что может занять несколько лет, поскольку из-за обвала цен на кобальт, его ускоренное замещение в батареях на никель стало менее привлекательным. Вместе с тем, государственное стимулирование продаж электромобилей с большим запасом хода в Китае будет мотивировать производителей батарей переходить на никель-интенсивную формулу 8:1:1, которая постепенно будет наращивать долю рынка и станет доминирующей к 2025 году.
В долгосрочной перспективе, крупнейшим фактором, который может повлиять на предложение никеля на рынке, является запрет на экспорт руды из Индонезии. Согласно законодательству 2017 года правительство этой страны должно прекратить выдачу лицензий на экспорт никелевой руды, начиная с января 2022 года по истечению 5-летнего льготного периода в течение которого экспортеры руды должны были построить в стране плавильные мощности.
Однако недавно официальные представители правительства Индонезии публично заявили о том, что Джакарта может ввести запрет на экспорт руды раньше намеченного срока. В настоящее время экспорт руды из Индонезии эквивалентен 220 тыс. тонн никеля, что составляет около 10% мирового производства. Смогут ли Филиппины, которые являются единственным альтернативным поставщиком никелевых руд в Китай, компенсировать выпадающие объемы, пока непонятно.
Источник: metaltorg.ru